Представьте себе 17 километров гладкой велосипедной дороги, вьющейся по сельской местности. Там почти нет перекрестков, она идет мимо полей, приусадебных участков, поющих птиц, озера с утками. И через каждые два километра - насос для подкачки колес. Для некоторых датчан таков утренний путь на работу.
59-летняя школьная учительница Сьюзан Нильсен (Susan Nielsen) была одной из тех, кто недавно утром воспользовался первой в Дании «велосипедной автострадой», проходящей между Копенгагеном и его пригородом Альбертслундом. «Я очень рада этому, потому что покрытие стало лучше», - говорит Нильсен, одетая в дождевик и едущая с рюкзаком за плечами, в котором лежат запасные брюки, которые она наденет после своей 40-минутной поездки.
Велосипедная автострада, открывшаяся в апреле, стала первым из 26 маршрутов, которые будут построены, чтобы привлечь людей к езде на работу на велосипеде. Это - детище городских планировщиков, ищущих способы увеличить использование велосипедов в стране, где и без того половина жителей каждый день ездят на них на работу и на учебу.
«Мы добились многого, но хотим добиться большего», - говорит Брайан Хансен (Brian Hansen), возглавляющий отдел планирования дорожного движения.
Он со своей командой разглядел потенциальные возможности у жителей пригородов, большая часть которых едет в город на машинах или на общественном транспорте. «Обычно велосипедист едет на своем велосипеде пять километров. И мы задумались, как заставить людей больше ездить на велосипедах?» - говорит Хансен. В кабинете у него стоит вешалка с дождевыми накидками, которыми могут воспользоваться его сотрудники-велосипедисты во время дождя.
Они решили сделать велосипедные дорожки больше похожими на автомобильные шоссе. В самом Копенгагене существует хорошая сеть велосипедных дорожек, однако в пригородах их качество порой хуже: на некоторых участках плохое покрытие, слабое освещение, зимой дорожки чистят нерегулярно. Кроме того, существуют небезопасные перекрестки и участки дорог.
«Маршрут не годится, если дорога сначала хорошая, а потом посередине возникает участок, покрытый снегом, - говорит пресс-секретарь секретариата велосипедных автострад Лиз Боргстрем Хенриксен (Lise Borgstrom Henriksen). – Люди не станут ездить по такой дороге на работу».
Чтобы разработать и осуществить проект велосипедной автострады, Копенгаген объединил усилия с 21 местным советом, дабы создать непрерывную, стандартизированную сеть маршрутов в столицу на расстоянии до 22 километров. «Мы хотим, чтобы люди воспринимали эти маршруты в качестве серьезной альтернативы, - говорит Хансен, - как автобус, автомобиль или поезд».
Этот план получил в стране широкую поддержку, потому что и левые, и правые законодатели регулярно ездят на работу на велосипедах (хотя у них - немного другие модели).
Крутя педали на первом в стране велошоссе, где по мере приближения к городу появляется все больше людей, Марианна Багге-Петерсен (Marianne Bagge-Petersen) говорит, что направляется в группу поддержки для ищущих работу. «Я думаю, это очень здорово, - заявляет она, отмечая, что новое шоссе позволяет избегать дорог, переполненных машинами. – Благодаря езде на велосипеде я хорошо себя чувствую. Я ищу работу, и если я не выезжаю из дому, день тянется очень долго».
Столичный регион Дании, отвечающий за государственные больницы и за региональное развитие, выделил на проект строительства велошоссе 1,6 миллиона долларов.
«Глядя на государственные больницы, мы всячески стремимся сокращать затраты, - говорит член регионального совета Ларс Гаардой (Lars Gaardhoj), везущий троих маленьких детей на украшенном слониками транспортном велосипеде. – У врачей есть пословица, что лучший пациент тот, которого ты никогда не видишь. Все, что мы делаем для снижения загрязнения и уменьшения дорожного движения, означает, что у нас будет больше здоровых, а может, и счастливых людей».
Благодаря таким мерам, как строительство велошоссе, люди отдают предпочтение велосипедам, потому что это самый быстрый и самый удобный вид транспорта. «И дело не в том, что датчане больше заботятся об окружающей среде, - говорит исполнительный директор канадской организации 8-80 Cities, которая работает над улучшением чистоты городов. – И не в том, что они едят нечто иное на завтрак».
Ларс Гемзо (Lars Gemzo) из компании Gehl Architects отмечает, что в Копенгагене велосипед уже стал оптимальным видом транспорта для многих типов поездок. «Если вы хотите поехать на машине на небольшое расстояние, вы понимаете, что это - глупость, - говорит он. – Потому что вы просто потеряете время».
Датские статистики подсчитали, что 10 километров езды на велосипеде вместо автомашины уменьшают выбросы двуокиси углерода на полтора килограмма и дают экономию для здравоохранения в 9 центов. Но многие говорят, что главное преимущество езды на велосипеде - это радость и удовольствие.
«Проехав на велосипеде 30 минут, ты начинаешь прекрасно себя чувствовать, - говорит министр транспорта Хенрик Дам Кристенсен (Henrik Dam Kristensen), поддерживающий план строительства велошоссе. – Тогда ты можешь по-настоящему насладиться бокалом вина, потому что ты его заработал».
Фриц Бредал (Frits Bredal), отвечающий за связи с общественностью в Датской велосипедной федерации, предупреждает, что велошоссе не совершенны. «В идеале не должно быть красных сигналов светофора, трещин в асфальте, препятствий. Должно быть идеальное покрытие, настоящее шоссе», - говорит он.
В Копенгагене испытывают несколько велосипедных инноваций. Некоторые из них уже применяются на велошоссе, например - опоры для ног и технология «зеленой волны», когда в час пик светофоры работают так, чтобы не тормозить велосипедистов. В будущем на длинных маршрутах могут появиться и другие новинки, например - урны для мусора, устанавливаемые под углом, чтобы легче было в них попадать на ходу, а также «полосы для беседы», по которым люди могут ехать бок о бок, разговаривая.
Велосипедистов на шоссе ждут и некоторые приятные сюрпризы в рамках «кампании кармы», которая уже идет в Копенгагене. Городские служащие будут выходить на улицы с коробками шоколада, награждая велосипедистов, придерживающихся пяти правил езды: быть вежливым, сигналить, держаться правой стороны, осторожно обгонять и не раздражаться от велосипедных звонков, а оценивать их должным образом.
Следующее велошоссе свяжет Копенгаген с городом Фуресо, находящимся на северо-западе от столицы. Там существующая велосипедная дорожка проходит через прекрасный лес, но, к сожалению, ночью там очень темно.
Прошлой зимой власти Фуресо испытали освещение на солнечных батареях, чтобы соответствовать стандартам велошоссе. «Люди были очень довольны, - говорит руководитель климатического проекта Фуресо Лин Хартманн (Lene Hartmann). – Один велосипедист даже сказал: «Мы чувствуем, что это тролли заботятся о нас».
Несколько лет тому назад житель Фуресо Карстен Бруун Хансен (Karsten Bruun Hansen) изобрел «велосипедную цепочку». Это такой способ езды, когда велосипедисты встречаются и едут вместе, периодически меняясь местами, чтобы закрывать остальных от ветра. (Вдохновленный идеей Хансена, муниципалитет создал такую же цепочку для детей, чтобы они ездили в школу вместе.)
Хансен считает, что он лично сокращает выбросы углекислого газа на одну тонну в год. Он надеется, что шоссе для велосипедистов будет способствовать тому, что люди пересядут на велосипеды. «Езда на работу - это неизбежно, - говорит Хансен. – Но если ехать на велосипеде, то вы одновременно получаете удовольствие».
Мэр Фуресо Оле Бондо Кристенсен (Ole Bondo Christensen) также с нетерпением ожидает тех улучшений, который принесет с собой велошоссе. У мэра нет машины, и он каждый день проезжает на велосипеде почти шесть километров, добираясь до работы. «Так я прочищаю мозги, - говорит он. – Иногда, действительно, появляются новые идеи».
Этим летом, когда установят недостающую часть освещения на солнечных батареях, дорога в Фуресо будет готова обрести статус велошоссе.
«Сейчас ветер должен быть попутным, - говорит Кристенсен с улыбкой. – Мы работаем над этим».
Оригинал статьи The New York Times
Сообщения от незарегистрированных пользователей попадают на модерацию.